Школа телохранителей BMW (Авторевю)


Школа телохранителей BMW



Полукруглые ангары с естественной маскировкой — готовые подъемы тарированной крутизны. По их сводам проходит внедорожная трасса

Бронированный BMW X5 выполняет переставку чуть более задумчиво и валко, но в целом все делает правильно!

В поворотах автомобиль сопровождения должен смещаться наружу, прикрывая внешний радиус

Переставка на травянистую обочину — упражнение коварное: машину приходится «ловить» на непредсказуемом «миксте»

Автомобили для «контактных» упражнений инструкторы школы BMW Security Driving называют «Trash Cars». Но «заправить в отбойник» даже такую «помойку» психологически очень тяжело

А этот — не успел объехать…

Такое колесо позволяет продолжать движение со скоростью 80 км/ч даже в случае полной разгерметизации

Садясь за руль, желательно вовремя убрать левую ногу — бронированная «калитка» весит 180 кг!

На «разборе полетов» VIP-персона так и не смогла припомнить всех подробностей своего «спасения»

Если, двигаясь от Берлина на север, свернуть на трассу L 100 и, следуя указателям на Гросс Дельн, добраться до объекта с вывеской «Driving Center», можно совершить любопытную экскурсию в прошлое. Подробная карта бортовой навигации выдает здесь сплошную «зеленку», а окружающий пейзаж воспринимается как злая шутка машины времени, «отмотавшей» действительность лет эдак на тридцать назад. Пятиэтажные «хрущобы» с выбитыми окнами, вросшие в землю ангары, казармы и уходящие за горизонт «прострелы» широченных бетонок, на которые когда-то садились самолеты с красными звездами. Не Германия, а заброшенный военный городок в российской глубинке. С той лишь разницей, что отсюда никто не тащит электрические кабели и не «минирует» стратегические развалины человеческими экскрементами — в окрестностях полигона Гросс Дельн нет ни души. Мрачное местечко. Некрополь социализма. По словам инструкторов водительской школы BMW Security Driving, лучшего места для тренировок водителей-охранников в Европе не найти.

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ

Рассказывая про уникальные условия полигона Гросс Дельн, люди из BMW, конечно же, лукавят. Есть у них прекрасные корпоративные трассы в Ашхайме, Мирамасе и Исманинге, есть и арендованные полигоны с полным набором спецдорог, отвечающие самым жестким требованиям по безопасности. Но прелесть местечка в Восточной Германии в том, что это «необитаемый остров», без зрителей и зевак. Эх, знали бы чины из Минобороны СССР, какой подарок они сделали немцам! Торчащие из-под земли полукруглые бетонные шахты — готовые подъемы тарированной крутизны. Капитальные ангары — прекрасное место для хранения техники и попутно — элементы рельефа. Ну, а взлетные полосы, «заточенные» под тяжелые стратегические бомбардировщики, — и вовсе самое прочное в мире покрытие. По крайней мере в качестве испытательных автомобильных дорог эти полосы можно использовать вечно. Но самое главное, здесь можно проводить специфические тренинги — со стрельбой, взрывами, погонями и засадами. Я предвкушал игру в «Зарницу»…

Дудки! Повезло лишь журналисту из Греции, которому на показательных выступлениях подфартило сыграть роль охраняемого лица. Как же мы ему завидовали! Усевшись на заднем сиденье бронированного лимузина, грек тут же вошел в образ, важно надулся и в предвкушении экстремальных покатушек демонстративно застегнул ремень безопасности. Тронувшись с места, «президентский кортеж» описал красивую дугу, неторопливо объехал расставленные на бетонном покрытии конуса, свернул на узкую лесную дорожку… Простите меня за малоубедительные фотографии: когда рядом с головной машиной раздался оглушительный взрыв, первым импульсом было отшвырнуть камеру, рухнуть навзничь и прикрыть голову руками. Столб пламени, огненная завеса, черный дым, беготня вокруг машин и продирающийся через лес BMW X5 со спасенной VIP-персоной на борту. Зрелище получилось в духе самых кассовых блокбастеров! Растерянный грек так и не сумел потом толком объяснить, как за десять секунд его смогли «выдернуть» с заднего сиденья бронированной «семерки», забросить в джип сопровождения и вывезти с места «покушения»: «Я ведь был пристегнут!»

Кстати, занятия с водителями-телохранителями в школе BMW начинаются именно с правил пользования… Да-да, ремнями безопасности! Вы когда-нибудь видели сидящего за рулем охранника или милиционера с пристегнутым ремнем? Смешной вопрос, понимаю… И дело здесь даже не в том, что Правила дорожного движения в нашей стране разрешают сотрудникам оперативных служб ездить «налегке» — стражам порядка, секьюрити, инкассаторам и телохранителям кто-то вдолбил, что застегнутый ремень безопасности не позволяет быстро выйти из машины. Выдаю секрет: перед тем, как отстегнуть замок, просуньте левую руку под диагональную лямку и вылетайте хоть пулей — ремень не помешает.

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

Сев за руль BMW 760Li в версии High Security, осваиваешься быстро: органы управления стандартные, сидишь привычно, да и обзорность, несмотря на толстенные композитные «стеклопакеты», не вызывает приступа клаустрофобии. Главное — избавиться от привычки хлопать дверью (замки на броневиках тоже «дожимает» сервопривод) и научиться вовремя убирать ноги от порога: бронированная «калитка» весом 180 кг запросто может сделать инвалидом. Разгоняется броневик не намного хуже обычной «семерки», умеренно кренится при прохождении «змейки» и послушно реагирует на нажатие педали тормоза. Через двадцать минут можно было воображать себя президентским «водилой» со стажем.

Разминка закончена — приступаем к зачетным упражнениям. На первый взгляд, все просто: следуя за «пейс-каром», задающим среднюю скорость прохождения условного маршрута (прямик, круговое движение, S-образные связки), наша команда должна провести кортеж из шести машин — три ведущих (броневики) и три автомобиля прикрытия (обычный BMW 760Li) — плотной группой без разрывов. Проехать «паровозом», да на такой черепашьей скорости? Ха! И не такое вытворяли! Бодрый старт, поворот, прямик, петляющая «эска», визг шин, стиснутые зубы, «топтания» кик-дауна, ругательства, паническое руление… После первого круга стало ясно, что едва оперившиеся утята шлепают за своей крякающей мамашей куда шустрей и организованней, чем наш кортеж за машиной инструктора: вместо строго выстроенной колонны на промежуточный финиш приехала куча-мала со взмыленными водителями, уверенными, что «душащая» двигатель электроника работает неправильно, что мотора не «хватает», а шины — вообще ни к черту! Второй круг, третий… Позор! В свое оправдание могу сказать, что поведение бронированной машины в режимах, близких к предельным, оказалось далеко не таким понятным и прогнозируемым, как казалось поначалу. При активной езде снаряженная масса и без того нелегкой «семерки» High Security словно увеличивается еще в несколько раз, вынуждая не столько управлять автомобилем, сколько прогнозировать и тщательно выбирать траекторию. Педаль «в пол», стрелка тахометра послушно прыгает в правый угол шкалы, но ускорение значительно меньше ожидаемого. Тут надо смириться и, не требуя от машины большей динамики, занимать правильное место на входе в поворот и просчитывать тормозной путь. Перед дугой сразу встаем на максимальный радиус и «стреляем» глазами по «идеальной траектории»: повороты на тяжелом броневике следует проходить только «по-кольцевому», на грани скольжения. И никаких заносов! Дело в том, что из-за специального бандажа (он позволяет продолжать движение после частичной или даже полной разгерметизации колеса) шины бронированного автомобиля обладают более высокой боковой жесткостью по сравнению с обычными покрышками. Срыв такого колеса в боковое скольжение наступает резче, чем ожидаешь, и ответственная за активную безопасность электроника тут же «душит» мотор. Не рассчитал скорость на входе в поворот, «сорвал» колеса и — «завис»: для сброса «удавки» системы динамической стабилизации броневику, по субъективным ощущениям, требуется на две-три секунды больше, чем легкой машине сопровождения, идущей сзади на короткой дистанции. Цена ошибки — расколотый бампер. А если учесть, что сопровождающий автомобиль должен стоять сзади «плугом» левее лидера и в поворотах всегда прикрывать «внешний» радиус, то задача становится еще сложнее. В итоге вынужден признать, что создать слаженный скоростной тандем из двух машин разных весовых категорий команде российских журналистов так и не удалось — для выработки правильных навыков одного занятия слишком мало.

ЖИВАЯ МИШЕНЬ

Правила объезда внезапно возникшего на дороге препятствия на курсах экстремального вождения «разжевывают» самым подробным образом, «программируя» учащихся на правильный алгоритм руления. В программе BMW Security Driving «переставка» тоже присутствует, однако суть тренинга тут несколько иная. Согласитесь, одно дело объезжать пластиковый конус (даже если «скосил» — ничего страшного!) и совсем другое — стоящий во входном коридоре автомобиль. Что бы там ни говорили о быстроте реакции, правильных рефлексах и отточенной моторике, в экстремальной ситуации едешь туда, куда направлен взгляд, — это доказано не раз. Поэтому, кстати, опытные люди и советуют смотреть не в сторону препятствия, а в направлении спасительного «выхода». Но когда на разгонной прямой «пялишься» в борт «машины с террористами», то вовремя «перевести фокус» ох как непросто! Скажете, надуманная ситуация? Ничуть! Заставляя водителей-охранников выполнять переставку с «живой мишенью» в виде автомобиля, инструкторы школы BMW Security Driving ставят автомобиль-препятствие так, что уходить от удара зачастую приходится на травянистую или глинистую обочину, а потом опять возвращаться на асфальт. Тут и рулем надо работать очень осторожно, и поведение машины на непредсказуемом «миксте» угадывать. А если некуда уходить? Тогда — таран, но таран разумный, с оглядкой на возможные последствия для охраняемой персоны: в какую бы засаду ни попал кортеж, машина с Телом должна прорваться и уехать — это закон. Ей-богу, не знаю, сколько в тот момент было на спидометре. Восемьдесят? Девяносто? Зрительная память зафиксировала лишь то, что выход из закрытого поворота «террористы» заперли по всем законам детективного жанра, перекрыв «аварийным» автомобилем сразу два ряда. Отжав от себя полированную баранку, сажусь враспор, луплю ногой в kick-down… «Свинцовый» руль — вправо… Господи, только бы не «срикошетить» от отбойника в «заминированную» машину-ловушку и не остановиться… Шварк! Звук, с которым вырвало боковые молдинги и вмяло металл дверей, вызвал натуральную дрожь — показалось, что алюминиевый профиль дорожного ограждения я продрал свои плечом… Но «засада» позади — экзамен сдан!

***

Водительский курс BMW Security Driving — это последняя «опция» в длинном списке дополнительного оборудования бронированных автомобилей BMW. Заказывать ее для своих водителей или нет, VIP-персоны решают сами. Главное — не забывать, что любое средство защиты эффективно лишь в том случае, если умеешь им пользоваться.

КЛАССОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

В производственной программе BMW есть два типа автомобилей, соответствующих классу защиты В4 по стандарту CEN 1063. Это — BMW 330i Security (цена на российском рынке — около 77000 евро) и BMW X5 Security (цена — 177000 евро). Данный класс обеспечивает защиту от ручного стрелкового оружия калибра .44. Как показывает практика, подобные автомобили приобретаются в основном частными лицами, живущими в регионах с высокой уличной преступностью.

Бронирование автомобилей BMW 745Li/760Li High Security (цена — от 500000 евро) выполняется уже по «антитеррористическому» классу B6/B7, подразумевающему наличие специальной двухслойной капсулы, выдерживающей обстрел из снайперских винтовок с патронами 7,62х54R и воздействие осколочных зарядов. Один из таких автомобилей уже продан в России.

Как и другие серьезные фирмы, BMW не продает машин в исполнениях Security и High Security случайным покупателям. Более того, подержанные броневики выкупаются у владельцев по программе «buy-back» и после тщательной проверки на заводе в Дингольфинге (это предприятие выпускает все бронированные автомобили марки BMW) продаются новым владельцам.

Константин СОРОКИН
Фото автора и BMW AG

Журнал «Авторевю» N22, 2004

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.